На конференции в Госдуме весьма подробно рассматривались вопросы качества проведения энергетических обследований. Проблемы здесь есть и проблемы носят системный характер. В том, что энергоаудит нужен, не сомневается никто. Но то, каким образом это было организовано со стороны Минэнерго, породило колоссальную путаницу и взаимонепонимание. Попытка перенести специфику деятельности энергонадзора на отношения в бизнесе и в экономике не могли быть успешными. Логика надзорного органа и логика принятия решений в хозяйственном праве совершенно разные. Ситуацию усугубила кампанейщина с обязательностью энергоаудита и заведомо заниженные требования к квалификации тех, кто называет себя сегодня энергоаудиторами. «Масла в огонь» подлила неразбериха в Минэнерго. Эксперт СРО НП «Союз «Энергоэффективность» Я.М. Щелоков считает, что одна из главных причин некачественных паспортов в том, что критерии их оформления у СРО и у Минэнерго – разные. Причём требования Минэнерго к оформлению документа были обнародованы только в ноябре 2012 года. То есть, до последнего времени никто не знал, что хотят министерские работники.
Результат оказался предопределен. По состоянию на 22 декабря текущего года в Минэнерго поступило всего 38 200 энергопаспортов, при этом энергоаудиту подлежат 309 958 организаций. Об этом заявил заместитель начальника отдела реализации госполитики в области энергоаудита и энергосбережения департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК министерства энергетики РФ Р.В. Неуступкин.
«Из этих паспортов на сегодняшний день рассмотрено 23 378 штук. Принят и зарегистрирован 1 891 паспорт. До конца года в Минэнерго поступит еще около 15 тысяч паспортов. То есть по формальным признакам будет обследовано не более 15% всех подлежащих энергоаудиту зданий.
В ведомстве запущена система автоматической проверки энергопаспортов, которая оценивает как правильно оформленные не более 10% от всех поступающих документов. По информации представителя Минэнерго в энергопаспортах указаны неверные данные, в результате мы не можем вносить их в ГИС ТЭК.
Для исправления ситуации, по мнению Минэнерго, необходимо повышать качество работы энергоаудиторов, ввести аттестацию энергоаудиторов, а также формировать федеральные стандарты и правила в области энергообследования. Выступление представителя Минэнерго было воспринято неоднозначно. Проблема, по мнению участников конференции, была порождена Минэнерго и продолжает сохраняться со стороны Минэнерго.
Энергоэффективность заявлена в качестве национального проекта, но специализированного обучения методологии этой деятельности в России нет. Менеджер это профессия со многими специализациями, а менеджмент энергоэффективности со сложнейшими междисциплинарными особенностями выходит не профессия, а что то на уровне хобби.
Конференция выявился немало «болевых точек» энергосбережения. В процессе обсуждения появился целый комплекс новых предложений и поправок, которые также войдут в пакет поправок к ФЗ № 261
Более подробнее на сайте www.portal-energo.ru
|
Энергоэффективность и законодательство.