Совещание энергоаудиторов и энергосервисных компаний: "Переход от фазы энергоаудита к инвестиционной фазе" в рамках ENES
22 Ноября 2013 в рамках 2-го Международного форума "Энергоэффективность и энергосберережение" (ENES), состоялось Совещание энергоаудиторов и энергосервисных компаний: "Переход от фазы энергоаудита к инвестиционной фазе".
В ходе совещания обсуждались вопросы:
, (Дата изменения 04.09.2013 11:03)
- Основные результаты работы энергоаудиторов
- Проблемы развития энергоаудиторской деятельности
- Рекомендации по совершенствованию госполитики
Начальник отдела энергосбережения и повышения энергоэффективности Минэнерго России Неуступкин Роман озвучил итоги реализации положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности..." в части проведения обязательных энергетических обследований:
О ходе выполнения требований ФЗ №261 в части проведения обязательных энергетических обследований , (Дата изменения 28.11.2013 13:13)
С момента принятия Федерального закона ФЗ-261 «Об энегосбережении и повышении энергоэффективности» (далее ФЗ-261) проведена большая работа. Так по данным государственной информационной системы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности»(далее – ГИС ЭЭ)на 10 ноября 2013 года проведено 106 864 обязательных энергетических обследований (далее – энергоаудит), что составляет примерно 33% от объема лиц, подлежащих энергоаудиту. Благодаря Вам собрана большая база данных, которая позволяет определить потенциал энергосбережения в различных отраслях экономики.
При анализе поступающих копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (далее – паспортов) видно, что качество постепенно растет, так если за период с 2010 по 2012 гг. включительно было зарегистрировано в реестре Минэнерго России 2% от поступивших паспортов, то за сентябрь – ноябрь 2013 года эта величина увеличилась до 80% от числа поступивших за этот же период. Но это не значит, что качество проведенных энергоаудитов на столько же повысилось, а научились более качественно заполнять паспорта.
Но, при этом по ряду объективных и субъективных причин главная цель ФЗ-261 в рамках энергетического обследования не выполнена, вместо выявления потенциала и разработки конкретных мероприятий направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения идет поголовная паспортизация, причем не всегда верно указанными данными, начиная от объемов потребления энергетических ресурсов и обеспеченности приборами учета ТЭР и заканчивая предложенными мероприятиями. А основным мероприятием по экономии тепловой энергии указана установка теплоотражающих экранов за радиаторами водяного отопления, при этом учета потребления тепловой энергии у обследуемого лица, как правило нет.
Роль саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (далее – СРО) сводится к проверке математики паспорта и его регистрации, без оценки качества проведенного энергетического обследования. Выполнение СРО своих функций, в том числе контроля за деятельностью своих членов, сводится к сплошной формальности.
В связи с вышеизложенным, для экономии финансовых средств бюджетной и внебюджетной сфер, Министерство энергетики Российской Федерации считает необходимым пересмотреть концепцию 261-ФЗ и сделать шаг от принудительного повышения энергетической эффективности и энергосбережения к экономическому стимулу. Для этого Минэнерго России, предлагается:
- Считать Фазу обязательного энергетического обследования в рамках 261 – ФЗ пройденной.
- Для лиц, в рамках 261 – ФЗ, подлежащих проведению обязательного энергетического обследования введение ежегодной системы декларирования энергопотребления.
- При формировании программ капитального ремонта зданий или реконструкции зданий с полным или частичным привлечением бюджетных средств объекты, стоимость капитального ремонта или реконструкции которых превышает 10 млн. руб., включать только после проведения энергетического обследования с обязательным выявлением энергетических и конструкционных недостатков и определением критериев энергоэффективности. Не менее чем через год эксплуатации, но не более двух лет после проведения капитального ремонта или реконструкции, обеспечить проведение энергетического обследования с целью выявления достигнутых результатов и соответствия их проектным данным.
- Предусмотреть проведение энергетического обследования перед началом конкурсных процедур для заключения энергосервисного контракта (договора). Результаты этого энергетического обследования должны входить в конкурсную документацию на право заключения энергосервисного контракта (договора).
- Обязать управляющую компанию по управлению многоквартирным домом (ТСЖ) организовать не менее чем через год эксплуатации, но не более двух лет, за счет средств Застройщика, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, с целью подтверждения фактических показателей энергоэффективности проектным данным. В случае несоответствия фактических данных проектных обязать Застройщика устранить выявленные недостатки за счет собственных средств.
- Рекомендовать региональным органам, органам местного самоуправления, органам бюджетной сферы использовать опыт энергоаудиторов и результатов их работы при формировании или корректировке инвестиционных программ, программ повышения энергоэффективности и энергосбережения.
- Разработать единые требования к программам повышения энергоэффективности и энергосбережения регионов, муниципалитетов, отраслей ТЭК и другим.
- Произвести корректировку региональных, муниципальных, отраслевых и других программ повышения энергоэффективности и энергосбережения в части совершенствования механизмов привлечения внебюджетных источников.
- Разработать и утвердить Министерством энергетики Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) для организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку ТЭР и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности требования к формированию инвестиционных программ в части финансирования энергоэффективных и энергосберегающих мероприятий.
- Сформировать совместно с заинтересованными ФОИВ единую базу наиболее доступных технологий (далее – НДТ), которые могли быть применены при модернизации производства в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Сформировать совместно с заинтересованными ФОИВ и другими участниками процесса базы обмена опытом по внедрению НДТ и применению финансовых инструментов в различных проектах.
- Рекомендовать обязательность внедрения энергетического менеджмента для организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку ТЭР и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Создание единого реестра внедрения энергоменеджмента и мониторинга результатов полученных в результате его внедрения.
- Рекомендовать использовать практику привлечения энергоаудиторов в качестве экспертов при возникновении разногласий по определению экономии потребляемых ресурсов при реализации энергосервисных контрактов (договоров).
- Создание и ведение единого реестра энергосервисных договоров (контрактов) с указанием используемых НДТ, возможной и фактической экономией в натуральном и денежном выражении по завершению энергосервисного договора и описания причин в случае недостижения заявленной экономии.
- Создание условий и процедуры предоставления инвестиционных налоговых кредитов и налоговых льгот для энергосервисных компаний.
- Создание механизмов кредитования для субъектов энергосервисной деятельности на льготных условиях при осуществлении типовых энергосберегающих мероприятий.
- Внести изменения в законодательство в части, отнесения мероприятий направленных на экономию затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов без экономии в натуральном выражении к энергоэффективным мероприятиям.
Окончательный вариант предложений может быть скорректирован и дополнен предложениями участников мероприятия.