31/07/2009
В 2008 году был введен ФЗ №148, по которому все строительные лицензии прекратят свое действие с 1 января 2010 года. По общим статистическим данным 71 % строителей считает, что саморегулирование приведет к монополизации рынка и уничтожению малого и среднего бизнеса в строительной сфере; 2 % считают, что такие изменения приведут к увеличению ответственности строителей; 2 % - к уменьшению взяточничества в этой сфере; 12 % строителей уверенны, что указанный закон просто увеличит стоимость «билета» на строительный рынок; и 13 % утверждают, что лучше бы осталось лицензирование. Вот такая статистика на сегодняшний день. Необходимо, конечно же, учитывать, что данный опрос проводился именно среди строителей малого и среднего уровня. Крупным компаниям бояться нечего – для них эти изменения незначительны и практически не ощутимы. Просто лицензия поменялась на допуск и стоит немного дороже.
Что же будет с малым и средним бизнесом? Без государственной поддержки он просто обречен на медленное уничтожение, тем более в условиях кризиса.
По задумке законодателя № 148 ФЗ должен привести к уменьшению взяточничества в этой сфере, а также к очищению рынка от так называемых «недобросовестных застройщиков». Но вместе с этими застройщиками со строительной арены уйдет множество добросовестных компаний малого и среднего уровня. Получается, что добросовестность теперь измеряется в количестве денежных средств.
Прогнозы на следующий год самые разные. Например, если на рынке сможет работать только узкий круг крупных компаний, то весь строительный бизнес разделится на 2 категории:
1. Это крупные строительные организации («добросовестные застройщики»), которые в свое время успели заработать достаточное количество денег для получения допуска на ведение строительных работ.
2. «Теневой бизнес». В котором останутся все строительные организации малого и среднего уровня.
Причиной образования подобной категории будет отнюдь не желание недобросовестно выполнять строительные работы. А просто финансовая проблема.
Цены на строительные работы также разделятся на 2 категории. Дорого, но законно и дешево, но нелегально.
Ну а если говорить о качестве выполнения строительных работ. То необходимо заметить, что дорого – это не всегда качественно.
Интересна также ситуация с видами работ и спецификой строительных компаний. Например, есть Застройщик, а есть небольшая компания, которая занимается электромонтажными работами. Сумма взноса в компенсационный фонд никак не варьируется. Закон предлагает всем только один вариант работы. А если организации необходим допуск только на один вид работы? Например, «4530243 Монтаж вентиляторов и вентиляционных агрегатов». И из-за этого вида работ необходимо заплатить такую сумму? А ведь 300 т.р. в Компенсационный фонд это еще не все. Многие крупные объединения, получившие статус СРО, затребовали множество других дополнительных денежных взносов.
Вопрос возможности дальнейшего существования и работы малого и среднего бизнеса в строительстве остается подвешенным в воздухе. По этому вопросу законодатели дают очень мало комментариев, и только время может ответить на него.
ст. 171 УК РФ - "Незаконное предпринимательство"
Волков В.С.