МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 апреля 2009 г. N ШС-22-3/256@
О ПРИМЕНЕНИИ ПП. 29 П. 1 СТ. 264 НК РФ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ВВЕДЕНИЕМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Федеральная налоговая служба, в связи с запросами налоговых органов
в отношении введения системы саморегулирования в отдельных сферах
деятельности, по согласованию с Минфином России (письмо Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики от 27.03.2009 N 03-03-05/56)
сообщает следующее.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении
изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ) с
01.01.2009 в сфере строительства вводится система саморегулирования,
основанная на положениях Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О
саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ).
1. Принятые поправки отменяют систему лицензирования в строительной деятельности, заменяя ее саморегулированием.
При этом, Законом N 148-ФЗ предусмотрена необходимость переходного
периода от лицензирования к саморегулированию деятельности в
строительной отрасли.
До 01.01.2010 осуществление предпринимательской деятельности по
инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию,
строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов
капитального строительства разрешается по выбору исполнителя
соответствующих видов работ на основании:
• лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от
08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
• свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ,
которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального
строительства, выданного саморегулируемой организацией в области
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования,
строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным
кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса установлено, что
саморегулируемые организации - организации, созданные в форме
некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих
инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих
строительство.
Таким образом, саморегулируемой организацией признается основанная на членстве некоммерческая организация.
С 2010 года работы по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному
проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту
объектов капитального строительства, оказывающие влияние на
безопасность объектов капитального строительства, будут осуществляться
исключительно на основании допуска, выданного саморегулируемой
организацией.
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ,
которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального
строительства, выдается лицу, принятому в члены саморегулируемой
организации (пункт 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса).
Согласно статье 55.10 Градостроительного кодекса общее собрание членов
саморегулируемой организации устанавливает размеры и порядок уплаты
вступительного взноса, регулярных членских взносов и взноса в
компенсационный фонд.
Таким образом, согласно Градостроительному кодексу, к осуществлению
работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному
проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту
объектов капитального строительства, оказывающих влияние на
безопасность объектов капитального строительства, допускаются
организации, являющиеся членами саморегулируемой организации,
уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также
уплачивающие регулярные членские взносы.
В соответствии с пунктом 40 статьи 270 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по
налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных
обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и
международным организациям, кроме указанных в подпунктах 29 и 30 пункта
1 статьи 264 НК РФ.
На основании подпункта 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией, относятся взносы,
вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим
организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных
платежей является условием для осуществления деятельности
налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных
обязательных платежей.
Учитывая, что уплата вступительного взноса, взноса в компенсационный
фонд, а также регулярных членских взносов в саморегулируемую
организацию является условием для получения организацией допуска к
осуществлению работ по инженерным изысканиям,
архитектурно-строительному проектированию, строительству,
реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального
строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов
капитального строительства, считаем, что указанные платежи в целях
налогообложения прибыли следует рассматривать в качестве прочих
расходов по подпункту 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
2. В отношении аккумулирования саморегулируемыми организациями
вступительного взноса, регулярных членских взносов и взноса в
компенсационный фонд сообщаем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой
базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким
целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной
деятельности в виде вступительных и членских взносов, осуществленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих
организациях. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых
поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевых поступлений. Взносы в компенсационный
фонд в указанном перечне не поименованы.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного
кодекса одним из требований к некоммерческой организации, необходимым
для приобретения статуса саморегулируемой организации, является наличие
компенсационного фонда.
При этом, освобождение члена саморегулируемой организации от
обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой
организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой
организации, не допускается (статья 55.16).
Учитывая, что гражданское законодательство не содержит определения
понятия "вступительный взнос в саморегулируемую организацию", взнос в
компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся
неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации и
направляемый на формирование имущества саморегулируемой организации,
используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в
порядке, установленном Градостроительным кодексом, может
рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть
вступительного взноса в саморегулируемую организацию. Аналогичная
позиция изложена в письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-03-05/69.
Учитывая изложенное, доходы в виде взносов в компенсационный фонд,
уплачиваемых членами саморегулируемой организации, для целей
налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой
организации не учитываются.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
06.06.2014 11:58