Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев обращение Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство», сообщает следующее.
Согласно пункту 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов.
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Законом № 7-ФЗ, иными федеральными законами и учредительными документами.
Таким образом, Закон № 7-ФЗ связывает правомочность общего собрания членов некоммерческой организации, а также принятие им решений, с личным присутствием на данном собрании его членов.
Иных способов проведения общего собрания членов некоммерческой организации и принятия им решений законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Так же информируем, что к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией отнесены вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым пункта 3 статьи 29 Закона № 7-ФЗ. Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации определена статьей 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией.
Согласно пункту 2 статьи 55.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегилируемой организации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию высшего органа управления саморегилируемой организации или исполнительного органа саморегилируемой организации.
Таким образом, решение вопросов, связанных с текущей деятельностью некоммерческой организации и не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, может быть передано постоянно действующему коллегиальному органу управления некоммерческой организации.
Способы проведения заседаний и особенности порядка принятия решений данным органом законодательством Российской Федерации не определены. Таким образом, принятие решений постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегилируемой организации путем заочного голосования возможно в случае наличия соответствующих положений в учредительных документах данной некоммерческой организации.
И.о. директора Департамента Т.В. Вагина
по делам некоммерческих организаций
В саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), получает распространение практика применения заочного голосования при принятии решений общим собранием членов СРО и коллегиальным органом управления СРО в пределах их компетенции.
Применение такого способа принятия решений предопределено особенностями профессиональной деятельности строителей, обусловившей возможность нахождения членов СРО на различных территориях, необходимостью утверждения документов в ограниченные сроки при отсутствии достаточного времени на организацию общего собрания членов СРО и иными особенностями профессиональной деятельности.
Законодательством Российской Федерации не урегулирован вопрос принятия решений общим собранием членов СРО путем проведения заочного голосования. В нормативных актах отсутствует как запрет на принятие решений таким способом, так и соответствующая процедура.
Учитывая востребованность заочного голосования в отношении вопросов, не несущих значительную правовую нагрузку, для СРО, Национальное объединение строителей просит дать правовую оценку по вопросу законности принятия решений общим собранием членов (заседанием постоянно действующего коллегиального органа управления) СРО путем проведения заочного голосования.
С уважением, Первый заместитель
руководителя Аппарата К.В. Холопик
Скачать письмо в формате pdf , (Дата изменения 23.08.2013 11:38)
06.06.2014 11:58